Анализ упаковки ХБИ: Россияне стали потреблять хлеба меньше?

Анализ упаковки ХБИ: Россияне стали потреблять хлеба меньше?

По данным Росстата россияне стали потреблять меньше хлеба. Прогнозы на 2025 год говорят о том, что спрос может снизиться на 3%.

Основная причина – это стремление к осознанному питанию, выбор полезных продуктов.

Оно сформировалась не стихийно, а поступенчато, под воздействием СМИ, научной литературы, чтения аналитических статей.
Европейский кардиологический журнал «European Heart Journal» пишет:
«Диета, состоящая из большего количества фруктов, овощей, орехов, бобовых, рыбы и цельножировых молочных продуктов, связана с более низким уровнем сердечно-сосудистых заболеваний и смертности во всех регионах мира».

Это означает, что информационный поток, который призывает к здоровому образу жизни, стал еще активнее.
Сможет ли рынок хлеба удержать российского потребителя из-за тенденции отказа от употребления хлебобулочных изделий?
Какую роль в этом сыграет маркетинг: насколько эффективны будут его стратегии?

В связи с такими вопросами, стало интересно проанализировать маркетинговые стратегии. В данном статье поговори о визуальной составляющей упаковки ХБИ.

У человека формируется определенный образ и ассоциации, которые влияют на выбор. Доверие покупателя создается посредством не только хорошего качества, но еще и соответствующей упаковки.
Будет ли она давать эффективный результат и сможет ли создание «полезного имиджа» хлебобулочных изделий удержать целевую аудиторию?

Цель: проанализировать визуальную составляющую упаковки хлебобулочные изделий: изображение, цветовую гамму, логотип, рекламные фразы или лозунги, шрифт, состав.
На основе данных по разбору состава сделать предположение: а сможет ли рынок хлеба удержать среднестатистического российского потребителя.

Для анализа брали крупные гипермаркеты и супермаркеты «У дома»
По данным Руспрофиля расположим их в определенном порядке (исходя из количества показов в месяц, где у Магнита самый большой показатель 258.181, а у Eurospar самый маленький 513):

Магнит
МЕТРО
Пятерочка
Лента
Перекресток
Globus
Ашан
Eurospar

Ассортимент товаров у этих магазинов схож, однако, производство собственных изделий разное.
Я рассматривала для анализа, как товары «собственного производства», так и товары других популярных сетевых изготовителей.

Анализируя продукцию данных 8 магазинов и внимательно просмотрев упаковку в среднем от 100 товаров, я пришла к следующим выводам:

1. В 2023 году еще популярнее стал акцент на натуральность, который подкреплен соответствующим изображением:
а) Большинство изображений на упаковках хлебобулочных изделий имеют мотив Русской Родины: деревня, поля с колосьями, пейзажные зарисовки
б) Можно встретить изображения уже приготовленных изделий с использованием продаваемого продукта: бутерброды, сэндвичи, хот-доги, салаты
в) Если это сладкие изделия: булочки или пироги, то на упаковках встречается изображение ягод или фруктов

2. Цветовая гамма
Яркая, привлекающая внимание. Встречается оранжевый, красный, голубой цвет.
В некоторых случаях, наблюдаем и спокойную цветовую гамму, при условии, что изображение на упаковке яркое.

3. Логотипы
Стиль дизайна – минимализм. Лаконичность.
Заключенное в круглую, прямоугольную, овальную рамку название бренда или инициалы основателя.
Непосредственное наименование продукции крупными буквами, например, батон «Нарезной», хлеб «Отрубной», а сверху или снизу название-рамка производителя.
Употребление в прямое или переносное значение слов: натуральный, бездрожжевой, легкий. Например, хлебец «Энергия Здоровья», батон «Утренний».

4. Простые рекламные фразы и лозунги, подтверждающие хорошее качество изделий:
Новосибирский Хлебозавод «Новосибхлеб»: Лучшие народные рецепты

Санкт-Петербургский Хлебный завод ЗАО Охтинское
Торговая марка «Дарница»: Правильный хлеб и сдоба

Московский Хлебозавод АО «Подольскхлеб»
Торговая марка «Русский Хлеб»: Мы– булочки с отрубями, очень полезные!

Волгодонский Хлебозавод «Ванта»
Торговая марка «Ванта»: Ваш добрый хлеб

Санкт-Петербург и Москва БКХ «Коломенский»
Торговая марка «Хлебный дом»: Забота от дома к дому!

Подтекст и посыл во всех случаях намекает на то, что производители заботятся о покупателях, что хлеб-это полезный продукт, что он никак не повлияет на вашу фигуру и его рецептура как бабушки.

5. Шрифт
Шрифт – важная часть любого дизайна. Если подобность его правильно, то визуальная составляющая будет работать. Чувство стиля, законченности и качества продукта – это правильно подобранный шрифт.
Чаще всего мне встречались декоративные шрифты. Либо в название производителя, либо в слоганах.
Если сочетание данного шрифта с общим визуалом будет лишено гармонии, то это очень испортит концепт.
Брусковые – их на упаковках ХБИ много. Часто используются для обозначения названия хлеба. Например, хлеб «Дарницкий».
И третьи ¬– рубленые. На упаковке БХИ не часто встречаются. А если и встречаются, то в обозначения названия хлеба. Более популярны на упаковках муки, круп, молока и тп.
Насыщенность шрифтов для упаковки ХБИ мне встретилась такая: нормальная, полужирная или жирная.

6. Составы
Они не играют роль в визуальной составляющей, зато напрямую влияют на рейтинг спроса.
Теперь на составы продуктов обращают больше внимания, чем раньше.
Набирают популярность премии на которых называют лучших натуральных производителей. Например, «Здоровое питание 2023».
Это означает, что разбор составов скоро станет неотъемлемой частью нашей жизни.
Посмотрим на состав любых трех торговых марок (как ржаного хлеба, так и пшеничного):
1.Хлеб «Теплый дар» бездрожжевой: мука ржаная хлебопекарная обдирная, мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, вода питьевая, сахар, соль пищевая, отруби пшеничные пищевые, патока (мука кукурузная, солод ячменный, солод ржаной).

2.Батон «Коломенскоий»: мука пшеничная высшего сорта, вода, сахар, масло подсолнечное, соль, дрожжи

3.Черемушки «Зерновик»: вода, мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, смесь хлебопекарная (ядра подсолнечника, мука ржаная хлебопекарная обдирная, крупкасоевая микронизированная, мука пшеничная набухающая, семена льна, крупка ржаная микронизированная, глютен пшеничный, сахар, декстроза, мука пшеничная солодовая обжаренная, регуляторы кислотности: ацетат кальция, лимонная кислота, отруби пшеничные, экстракт ячменный солодовый, эмульгатор эфиры глицерина и диацетилвинной и жирных кислот, антиокислитель, аскорбиновая кислота, носители: ортофосфат кальция 3-замещенный, карбонат кальция, ферментные препараты микробного происхождения), дрожжи хлебопекарные, соль(содержит антислеживающий агент Е536).

Подавляющее большинство смущают дрожжи в составе хлебобулочных изделий. Поэтому потребители предпочитают выбирать зерновые, отрубные и злаковые изделия.
Есть и те, кто привыкли к оригинальному вкусу изделий, их выбор–изделия дрожжевые.
Эмульгаторы и вредные пищевые добавки рано или поздно создадут спад спроса. Насколько он будет критический – неизвестно.
Если производители приспособятся к набирающей популярность тенденции на натуральность, то рынок хлеба, вероятно, сможет удержать среднестатистического российского потребителя. Только как скоро это будет.
Предполагаю, что будущее за натуральными продуктами и хорошими чистыми составами. Хочется быть уверенным в своем выборе.

Таким образом, на магазинных полках в 2023 году соседствует похожая визуальная составляющая упаковки продукта, но под разным углом зрения:
— изображение, которое создает ощущение дома;
— лаконичный дизайн: минималистичные логотипы, простые понятные лозунги, яркая, привлекающая внимание цветовая гамма, декоративный шрифт.

Если говорить о собственном производстве, то их визуальная составляющая проще: без логотипов и лозунгов, ярких цветов, изображений.
Потребителю для упаковки предоставляют бумажные крафт-пакеты или пленки из полипропилена и полиэтилена. С минималистичным рисунком хлебобулочных изделий, либо просто белые.