Основные экономические параметры хлебопекарного и пекарного оборудования
В Ставрополе в ноябре прошел Праздник хлеба на Юге России, в рамках которого проводилась дискуссия международных экспертов под названием «Оборудование, упаковка и ингредиенты: новый взгляд на свежую выпечку».
Интересы ряда компаний представлял Галаев Андрей Анатольевич, а именно: Тверского завода пищевого оборудования, Индустрия Холдинг, ГосНИИХП и некоторых других основных дилеров, инвесторов, работающих в данной отрасли. Группа этих и некоторых других компаний поддерживает пекарский бизнес и ведет работы по:
- разработке бизнес планов и технико-экономических обоснований;
- поставке любого вида оборудования для хлебопекарной промышленности;
- оказывает помощь в получении кредитов и оформлении лизинга;
- предоставляет рецепты и технологии;
- помогает в продаже уже готовой продукции.
Представленный Галаевым А.А. доклад касался экономических показателей оборудования, предназначенного для обустройства пекарен, которые необходимо учесть при расчете, вначале ведения данного рода бизнеса. В последние несколько лет в отрасли произошло много изменений, были повышены цены на сырье и энергоносители, ингредиенты хлебобулочных изделий. Снизился на четверть объем потребления массовых сортов хлеба, выросли зарплаты в отрасли, увеличились налоги, поменялся состав участников рынка, изменился его расклад.
Большая часть крупных производителей хлеба в последнее время часто несли убытки, разорялись и закрывались. Число основных производств большого размера сократилось более чем в два раза, а именно до семисот с полторы тысяч. В тоже время произошел рост числа небольших пекарен при чем в семь раз, а они выпускают продукцию весом до трехсот грамм, мелкие изделия, специальные сорта хлеба и булок для каких-от отдельных групп населения, например, пенсионного возраста, спортсменов или детей, а также многих других.
Приведенный ниже график отображает рост спроса на мини пекарни «под ключ», начиная с прошлого 2014 года.
Как видим число продаж постоянно растет, не считая сезонных спадов. Красным цветом обозначили кривую прогноза роста спроса до конца следующего года, начала семнадцатого. Как видим прогноз сбывается, что можно наблюдать с августа по сегодняшний день. В среднем за последние полтора года произошло тридцати процентное повышение спроса, а в наступающем году и в начале семнадцатого ожидается увеличение продаж мини пекарен еще в два раза.
Похожая ситуация сложилась на юге страны, что отображено в графике ниже.
Группа представленных компаний относится к предприятиям, которые обеспечивают основную отрасль хлебопечения оборудованием и технологиями. Они планируют вести свою деятельность в соответствии с прогнозом на будущее, они будут оказывать поддержку небольшим производителям, решая их проблемы в комплексе. На сегодня по праву считаются мини пекарни серии «Волга» самыми выгодными в стране. Они оптимальны для производителя, успешного ведения бизнеса по многим причинам:
- цене оборудования;
- соотношению процентной ставки кредита/лизинга;
- степени производительности и загрузке;
- энергопотреблению;
- обслуживанию, по уровню зарплаты и автоматизации;
- расходам;
- по возможности перейти на более востребованную продукцию, быстро сменить ассортимент;
- по затратам на сервис и ремонт.
Прежде чем начинать вести бизнес по производству хлебопекарной продукции необходимо учесть все эти параметры, не скрывая ни чего от партнеров, пекарей, никаких затрат и трудностей. Все приведенные характеристики необходимо рассматривать вместе, учитывая затраты на единицу продукции. Главным параметром является стоимость всего оборудования.
Данный график отображает каким образом происходит изменение затрат на одну единицу продукции, хлеба в зависимости от цены ротационной печи. Приведен анализ тридцати самых востребованных на рынке брендов, которые отличаются производительностью в сто, сто восемьдесят килограмм за цикл, стоимостью пятьсот, два с половиной миллиона рублей. В случае с печами ценой до семисот тысяч общие затраты на выпечку высокие. Это связано с небольшой производительностью такого оборудования и, возможно, невысокими качественными характеристиками.
Если печь стоит больше миллиона рублей, то затраты резко увеличатся. При цене более полтора миллиона за оборудование затраты в общем вырастут, но более умеренно, что происходит из-за хорошей производительности пекарен. Если брать в расчет общие затраты, то наиболее оптимальным будет тооборудование, которое стоит в пределах семи, девяти сот тысяч за ротационную печь.
На графике ниже показана окупаемость оборудования в зависимости от стоимости печи.
Как видим сохраняются прежние тенденции.
На графике ниже заметно как на коэффициент рентабельности влияет стоимость печи.
При стоимости печи в пятьсот тысяч и в миллион триста рентабельность будет одинаковой, на уровне двадцати пяти процентов. В других границах этот показатель заметно растет, но лучший сохраняется в пределах цены 700-900 тысяч.
Печь является основным оборудованием любой пекарни, поэтому в расчетах берется именно она. Кроме этих показателей важно учесть и техническое обоснование покупки оборудования в общем, вспомогательного и дополнительного. Пекарни «Волга» производятся в разных комплектациях, сегодня их уже тридцать шесть. Отличаются они по производительности, она достигает семи тонн в смену. Участники группы компаний стараются создавать самые выгодные пекарни, которые бы производили высококачественную продукцию.
Можно сравнить пекарню «Волга» производительностью полторы тонны за смену, работающую с использованием ротационной электрической печи типа Ротор-Арго, и похожую во многом, но другого производителя.
Важный показатель, это стоимость оборудования. Приобретая пекарню «Волга» можно сэкономить четверть средств сразу, при этом появляется возможность купить более производительное оборудование за те же деньги, например, производительностью в три тонны.
Важны и общие затраты энергоносителей, которые достигают всего двух рублей сорока копеек на один килограмм продукции в пекарне типа «Волга» и три шестьдесят у не мене популярной на рынке, но производства конкурентов. Как видим, разница в потреблении достигает тридцати пяти процентов, что очень много.
Сравнив средние издержки за один год на килограмм продукции получится тринадцать рублей двадцать одна копейка против семнадцати девяносто четырех у конкурентов Волги, что составляет разницу в двадцать пять процентов. Оборудование типа Люкс отличается от Бизнес меньшим количеством устройств, но при этом необходимо будет увеличить число обслуживающего персонала, что показано в таблице номер один.
Такой подход хорошо сказывается на затратах электричества, таблица два, уменьшает их, но учитывая налоги и зарплату, такое оборудование проигрывает автоматизированным пекарням, что показано в таблице три.
Докладчик специально проанализировал оборудование по производительности равное полторы и три тонны продукции. Такой объем является оптимальным, что показывают расчеты и обоснования.
Если производительность будет меньшей, то произойдет увеличение общих затрат. Часто большая производительность просто не нужна в случае низкого спроса в той или иной местности на хлеб.
Представленный доклад основан на исследованиях и данных министерства сельского хозяйства и Гос НИИХП, Росстата и университета ИТМО, а также института биологических технологий и холода, аграрного маркетинга, конъюнктуры рынка, рейтингового агентства и некоторых других отделов, и компаний.
Группа компаний изготовителей данного вида оборудования приглашает хлебопеков посетить ее заводы, а также представителей сервисных, инжиниринговых, торгующих организаций, которые могут ознакомиться еще и с проектами, при посещении предприятий в Твери или в Москве.